История чаевых

Как менялись чаевые за 450 лет своей истории

Что общего между латунной коробочкой и проворством официанта? Почему Пушкин сердился, когда у него просили на чай? Как давали чаевые в советских ресторанах? В статье вы найдете ответы на эти вопросы, а также интересные факты из истории чаевых.

От шиллингов, оставляемых джентльменами в лондонских кофейнях, до мгновенной оплаты по персональному QR-коду - такой долгий путь прошли чаевые. Их история полна неожиданных поворотов и заслуживает подробного рассмотрения.

Доплата за скорость, или как появились чаевые

Доплата за скорость, или как появились чаевые

Обычай оставлять чаевые зародился в Англии, однако историки до сих пор не могут определить, когда это произошло. По одной версии, чаевые появились еще в XVI ст., когда в стране возникла сеть постоялых дворов, сочетавших функции современного отеля и ресторана. Если посетитель ограничивался обедом, он платил точно по счету, но если он решал заночевать на постоялом дворе, то утром дополнительно давал слугам мелкие монеты.

Другая версия относит появление чаевых к XVII в., когда в лондонских кофейнях на столиках появились латунные коробочки, в которые предлагалось опускать пожертвования для официантов. Считалось, что небольшой финансовый стимул заставит их двигаться проворнее. И действительно, джентльменов, известных щедрыми взносами, обслуживали куда быстрее, чем тех, кто проявлял скупость. Согласно распространенной гипотезе, слово "чаевые" в английском языке пошло от аббревиатуры T.I.P.S, написанной на этих коробочках. Аббревиатура расшифровывалась как "to insure prompt service", то есть [деньги] "для обеспечения скорости обслуживания".

Несомненно одно: чаевые "вошли в моду" тогда, когда появилась развитая сфера обслуживания, включавшая в себя таверны, рестораны, цирюльни, гостиницы и закрытые клубы. В большинстве стран Европы уже в начале XIX века чаевые были обычным явлением. Не стала исключением и Российская империя.

Почему Пушкин не хотел давать "на чай"

Почему Пушкин не хотел давать "на чай"

Считается, что первое достоверное упоминание о чаевых как явлении в России принадлежит перу Я.И.Булгакова - дипломата, не чуждого изящной словесности. В своих дневниковых записях, датированных 1800-ми гг., он упоминает, что давал "сверх жалованья" швейцарам в Благородном собрании и Английском клубе определенные суммы - от 2-х с половиной до 10-ти рублей. При этом самого термина "чаевые" еще не существовало - и рассыльные, и швейцары, и половые в трактирах просили "на водку".

Обычай просить именно "на чай" стал распространяться примерно в 20-х гг. XIX в., вызвав, как ни странно, неудовольствие Пушкина. Его знакомый Н.И.Тарасенко-Отрешков позднее вспоминал, что поэт терпеть не мог, когда у него просили "не на водку, а на чай". Александр Сергеевич вовсе не был скуп: он охотно раздавал чаевые, например, во время поездки на Кавказ он дал серебряную монету старику-инвалиду, служившему сторожем в казенном постоялом дворе. Но поэт почему-то считал, что "пить чай - не русский обычай".

Как купцы давали чаевые

Как купцы давали чаевые

Вопреки предубеждению Пушкина, обычай просить на чай прижился в народе, а словосочетание проникло в литературный язык. В 1848 г. П.Федотов писал в своей поэме "Поправка обстоятельств" о том, что поладить с простыми писарями в учреждении одним рублем не удастся: "... Им на чай тож полсотенку подай". Но если в случае с писарями чаевые граничили с взяткой, то для официантов они были единственным источником средств.

Описывая Москву конца XIX в., В.Гиляровский упоминает о том, что обслуживающий персонал в трактирах и ресторанах не только не получал ни копейки жалованья, но еще и платил хозяевам! В самом захудалом трактире половой обязан был в конце месяца выложить не менее 3-х рублей, а в дорогом ресторане сумма достигала нескольких десятков. Заработать эти деньги половые и официанты могли только с помощью чаевых. Среди посетителей, в свою очередь, считалось крайне дурным тоном не оставить на чай. Особенно большие суммы оставляли компании подгулявших купцов, стремившихся перещеголять друг друга в щедрости. Если один подвыпивший коммерсант швырял на стол купюру в 25 рублей, то другой бросал на пол сотню.

Достоинство советского официанта

Демонстрация официантов с лозунгом "Мы заставим уважать в официанте человека"

После революции традиция оставлять чаевые еще какое-то время оставалась неприкосновенной, но после прекращения политики НЭПа с ней повели решительную борьбу. Стены ресторанов украсили плакаты, сообщавшие, что чаевые унижают достоинство советского человека.

Гонение на чаевые продолжалось и после Великой Отечественной, ослабев лишь в 1960-е гг.

Своеобразным компромиссом между желанием отблагодарить за хорошую работу парикмахера, официанта или таксиста, и официальным неодобрением чаевых стала традиция оставлять сдачу. Часто посетители сознательно давали крупную купюру с тем, чтобы иметь возможность сказать обслуживающему персоналу "Сдачи не надо". Некоторые ухитрялись подсовывать купюру под вазочку на столе или старались незаметно положить ее в карман официантке.

Сканирование QR кода

Сегодня все эти ухищрения вспоминаются с улыбкой: и чаевые давно стали социально одобряемым явлением, и наличными их оставляют все реже. В последнее время модной фишкой стало давать чаевые по QR-коду с помощью смартфона.

Это удобно обеим сторонам: достаточно зарегистрироваться в онлайн-системе приема безналичных чаевых, и клиент, просканировав QR-код, мгновенно переходит на личную страницу официанта, курьера и т.д. и переводит нужную сумму. При этом клиенту не нужно устанавливать на смартфоне приложение для чаевых, а тот, кто их получает, может вывести деньги на карту любого банка.

2TIP
2TIP